Интервью Магнуса Брэннстрома Euromonitor International
Генеральный директор и президент «Орифлэйм Косметикс», председатель Европейской ассоциации прямых продаж дал большое интервью Euromonitor International. Видеоинтервью на английском языке доступно на официальном сайте Euromonitor International для подписчиков, здесь приведена переведенная печатная версия.
– Как торговля онлайн повлияла на индустрию прямых продаж?
– Интернет, конечно, влияет на прямые продажи, как и на розничную торговлю. Многие Консультанты и Лидеры, занятые прямыми продажами, работают теперь также и онлайн. И мы видим, что это случается все чаще и чаще. Мы продаем продукцию через Интернет. Мы видим, что появляются персональные страницы, люди рекрутируют новичков в Интернете, проводят тренинги, вебинары, они активны в социальных сетях. И я уверен, что в будущем появится что-то, о чем сейчас мы пока даже не знаем. Для компании, да и для любой индустрии, важно понимать, что завтра мы, вероятно, будем работать не так, как мы работаем сегодня. Я думаю, что дела компаний прямых продаж пока обстоят хорошо. Если вы посмотрите на статистику продаж в США за последние 15 лет, доля прямых продаж на рынке косметики такая же, как была 15 лет назад, хотя розничные продажи заметно упали под влиянием прямых продаж.
– Интернет, конечно, влияет на прямые продажи, как и на розничную торговлю. Многие Консультанты и Лидеры, занятые прямыми продажами, работают теперь также и онлайн. И мы видим, что это случается все чаще и чаще. Мы продаем продукцию через Интернет. Мы видим, что появляются персональные страницы, люди рекрутируют новичков в Интернете, проводят тренинги, вебинары, они активны в социальных сетях. И я уверен, что в будущем появится что-то, о чем сейчас мы пока даже не знаем. Для компании, да и для любой индустрии, важно понимать, что завтра мы, вероятно, будем работать не так, как мы работаем сегодня. Я думаю, что дела компаний прямых продаж пока обстоят хорошо. Если вы посмотрите на статистику продаж в США за последние 15 лет, доля прямых продаж на рынке косметики такая же, как была 15 лет назад, хотя розничные продажи заметно упали под влиянием прямых продаж.
– Могли бы вы выделить какие-либо тенденции в индустрии прямых продаж?
– Их очень много, и они зависят от того, о какой стране мы говорим. Например, прямые продажи очень быстро развиваются в Азии, доминируют в Латинской Америке, развиваются в Африке. На этих трех рынках наша компания растет очень хорошо. Но между ними есть заметные различия в том, как осуществляется наша деятельность. Например, Индонезия чрезвычайно сильно ориентирована на Интернет. В то время как Индия и Африка в большей степени привержены традициям, и личные встречи с людьми очень важны. Отчасти заметно и влияние инфраструктур, встречи и общение происходят иначе.
Мы видим, что прямыми продажами занимается все большее число женщин. В первую очередь, это касается продаж «женской» продукции, такой, как косметика. Но и в целом на рынке труда появляется больше женщин. Они участвуют в решении семейных экономических вопросов и, следовательно, в индустрии прямых продаж также начинает работать больше и больше женщин.
– Наверное, это, в основном, касается развивающихся стран?
– Нет, я думаю, что это даже актуальнее для западного мира. Почему? Дело в том, что на Западе мы наблюдаем другой феномен. То, что женщины активнее проявляют себя на рынке труда, это совершенно очевидная тенденция. Однако жизнь в современном мире нелегка для людей. Мы находимся в состоянии бесконечной погони за успехом и крутимся, как белки в колесе, не успевая наслаждаться жизнью. У женщин планка еще выше. Вы хотите делать карьеру, хотите быть хорошими матерями, хорошими женами и находиться в хорошей форме, что очевидно. Если суммировать все дела, которые вы должны или хотите успеть сделать, согласно вашему расписанию, они просто не поместятся в 24 часа. И с этим сталкиваются многие люди. Здесь возрастает роль индустрии прямых продаж, потому что вы можете сразу иметь дополнительную работу, зарабатывать деньги, делать карьеру.
– Как реагирует ваш бизнес на демографические изменения?
– Мы не можем повлиять на демографию, она развивается так, как развивается. Что до нас, то мы, конечно, должны уделять особое внимание тем странам, где складывается положительная демографическая ситуация, и из этого следует, что, с точки зрения развития бизнеса, нам интереснее эти страны, но это не означает, что страны со снижающейся демографической статистикой неважны. Мы поощряем молодых людей, которые хотят работать, но нам интересно привлекать к сотрудничеству и людей старшего возраста. Существует некий прессинг: молодежи трудно вписаться в рынок труда, а людям зрелого возраста, которые по каким-либо причинам оставили прежнюю работу, трудно на него вернуться. И здесь мы видим интересную задачу, как для них, так и для компаний прямых продаж.
У людей есть время, амбиции и стремление к социальному взаимодействию. И я считаю, что они обладают большим потенциалом для прямых продаж. Точно так же, как женщины, которые хотят воплощать в жизнь свои мечты, делая все возможное.
У людей есть время, амбиции и стремление к социальному взаимодействию. И я считаю, что они обладают большим потенциалом для прямых продаж. Точно так же, как женщины, которые хотят воплощать в жизнь свои мечты, делая все возможное.
– Как вы можете привлечь эти категории людей?
– Во-первых, конечно, мы уделяем самое пристальное внимание продуктовому портфолио, чтобы иметь широкий ассортимент и продукцию для каждой группы потребителей. Во-вторых, мы развиваем онлайн-продажи, что, естественно, привлечет больше молодежи. Мы запустили новый сайт в Швеции, а также в России, который позволит заметно облегчить взаимодействие между клиентами и Консультантами Орифлэйм. Мы принимаем разнообразные меры, которые облегчат молодым людям сотрудничество с нашей компанией. И необходимо также учитывать, что люди, живущие в больших городах, предпочитают избегать поездок и стремятся общаться с другими оттуда, где они находятся.
– Не поглотят ли интернет-продажи продажи ваших Консультантов?
– Сейчас люди общаются друг с другом не только в реальной жизни, но все чаще в Интернете. Виртуальное общение в социальных сетях становится привычным и более распространенным процессом. Скажем, если нужно связаться с человеком, я ему позвоню, а мой сын, скорее, напишет SMS. Это не значит, что его способ общения хуже, чем мой, это просто разные способы. Наша компания действует таким образом: каждый человек может зайти на сайт и приобрести продукцию, либо легко зарегистрировавшись в качестве Консультанта, либо обратившись к уже зарегистрированному Консультанту. В любом случае он получит свой заказ дома или в любом другом удобном для него месте. Все комиссионные получают Консультанты, так что Консультанты всегда смогут зарабатывать деньги, сотрудничая с Орифлэйм. Потребитель приобретает продукцию у Орифлэйм, но через Консультанта, который является своего рода посредником, который доставит вам заказ на дом.
– То есть вы считаете, что сетевой маркетинг не перестанет функционировать как таковой?
– Конечно, нет. Когда человек совершает покупку в Интернете, рекомендации друзей для него важнее, чем, когда он покупает в магазине розничной торговли. Поэтому реклама утрачивает свои позиции и свою важность. Так что я действительно считаю, что, выходя в Интернет, индустрия прямых продаж может предложить много хорошего – как клиентам, так и бизнес-партнерам.
– Каким вы видите будущее вашей продукции?
– Мы являемся компанией, производящей продукцию различных категорий: у нас есть средства по уходу за кожей, декоративная косметика, парфюмерия, а также серия Вэлнэс. Кроме того, мы предлагаем товары личной гигиены, в частности средства для ухода за волосами, к которым теперь добавились краски для волос. И еще – аксессуары. Это очень большое продуктовое портфолио, и мы будем продолжать его развивать. Я считаю, что у нас много преимуществ. Особенно, в области производства средств для ухода за кожей, где мы накопили огромный опыт работы в течение 45 лет. У нас прекрасный центр исследования кожи в Стокгольме и центр разработок и исследований в Дублине. И у нас замечательная продукция. Попробуйте сами!
Для нас важно больше времени выделять на тренинги, которые мы устраиваем для людей, чтобы научить их пользоваться нашей продукцией. Есть множество вещей, которые неизвестны большинству, и необходимо объяснять людям, какие средства им надо использовать, чтобы достичь желаемого эффекта. Поэтому я думаю, что мы будем все больше времени посвящать тренингам. Большой плюс прямых продаж в том, что, будучи Консультантом, человек может помочь подобрать средство, которое подойдет именно вам. Я смотрю на декоративную косметику и парфюмерию как на категории, находящиеся в развитии. Декоративная косметика меняется очень быстро, и срок ее жизни сокращается. Что касается аксессуаров, то это категория с неограниченными возможностями, так как люди любят покупать дополнительные товары. Говоря об Орифлэйм, я должен подчеркнуть, что мы предлагаем очень качественную продукцию по цене, которая может вас приятно удивить. И люди понимают, что это выгодная покупка. Это очень важно для нас.
Для нас важно больше времени выделять на тренинги, которые мы устраиваем для людей, чтобы научить их пользоваться нашей продукцией. Есть множество вещей, которые неизвестны большинству, и необходимо объяснять людям, какие средства им надо использовать, чтобы достичь желаемого эффекта. Поэтому я думаю, что мы будем все больше времени посвящать тренингам. Большой плюс прямых продаж в том, что, будучи Консультантом, человек может помочь подобрать средство, которое подойдет именно вам. Я смотрю на декоративную косметику и парфюмерию как на категории, находящиеся в развитии. Декоративная косметика меняется очень быстро, и срок ее жизни сокращается. Что касается аксессуаров, то это категория с неограниченными возможностями, так как люди любят покупать дополнительные товары. Говоря об Орифлэйм, я должен подчеркнуть, что мы предлагаем очень качественную продукцию по цене, которая может вас приятно удивить. И люди понимают, что это выгодная покупка. Это очень важно для нас.
– Какова стратегия вашей работы на рынках стран с развивающейся экономикой?
– Если посмотреть на продажи в этих странах из Стокгольма или Лондона, то мы заметим, что на старый европейский рынок приходится около 10 процентов продаж. Больше всего нашей продукции продается в Восточной Европе, в СНГ, особенно, в России. Очень быстро идет развитие в Азии, Африке, Турции, а также в Латинской и Центральной Америке. С этой точки зрения, дела Орифлэйм идут прекрасно, мы добиваемся того, к чему стремились. Некоторой сложностью в ближайшей перспективе для нас является то, что в Восточной Европе и странах СНГ на рынке происходит своего рода стагнация. А продажи в Азии, Африке и Латинской Америке еще недостаточно велики. На новом для нас рынке – Алжире – продажи уже превысили продажи в Швеции. Мы планируем выйти на рынок Туниса. У этих стран огромный потенциал. Думаю, что многие люди в Орифлэйм значительно увеличат количество перелетов, чтобы посетить многочисленные новые страны.
– Какая продукция имеет лучшую перспективу на российском рынке?
– В настоящее время косметический рынок не растет так же быстро, как несколько лет назад. Сегодня у нас продается очень много декоративной косметики, это привычно популярная категория. Я думаю, что также будет расти популярность средств по уходу за кожей, и в них очень важно сочетание науки и натуральности. «Натуральный» – очень важное определение для русских. Орифлэйм – это натуральная шведская косметика. Сейчас мы увеличиваем роль инновационных разработок в нашей продукции.
Я также верю в Вэлнэс как в растущую категорию. Еще недавно людям в России приходилось думать том, что они будут есть. У многих не было машин, но у женщин были прекрасные фигуры. Теперь вы можете есть что угодно, ездить на машинах и других видах транспортаЯ не думаю, что Вэлнэс заменит еду, это невозможно. Но если люди хотят вести здоровый образ жизни и сохранять красоту, Вэлнэс – прекрасное дополнение к ежедневному рациону. Если вы следите за весом и фигурой, вы будете чувствовать себя лучше, а значит, и лучше выглядеть.
Я также верю в Вэлнэс как в растущую категорию. Еще недавно людям в России приходилось думать том, что они будут есть. У многих не было машин, но у женщин были прекрасные фигуры. Теперь вы можете есть что угодно, ездить на машинах и других видах транспортаЯ не думаю, что Вэлнэс заменит еду, это невозможно. Но если люди хотят вести здоровый образ жизни и сохранять красоту, Вэлнэс – прекрасное дополнение к ежедневному рациону. Если вы следите за весом и фигурой, вы будете чувствовать себя лучше, а значит, и лучше выглядеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий